ПО ИНИЦИАТИВЕ ГОЛЬДИНА

И снова страницы истории. Какое-то время ориентирование из-за решения вопросов финансирования входило в региональный Совет по туризму, как секция ориентирования). И только в апреле 1979 года согласно приказу Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР функции управления развитием ориентирования на местности были переданы из Центрального совета по туризму и экскурсиям в систему Спорткомитета СССР. В том же году была основана Федерация ориентирования на местности СССР, а в 1981-ом – в Челябинской области была создана своя региональная федерация, которую возглавил Михаил Давыдович Гольдин. После распада СССР — 27 ноября 1991 года в Москве на учредительной конференции была создана Всероссийская Федерация спортивного ориентирования…

В одном из своих материалов, касающихся истории развития спортивного ориентирования на Южном Урале Юрий Валентинович вспоминал о роли Михаила Давыдовича в становлении ориентирования в Челябинской области:

«В 1962 году для руководства ориентированием в стране был создан общественный орган — Центральная комиссия по слетам и соревнованиям при ЦС по туризму. В нашей области подобную комиссию возглавил Михаил Гольдин.

Помню наши консультации с ним и Вадимом Горяиновым в тот период. Михаил Давыдович – мастер спорта по туризму, возглавлял тогда туристскую секцию ЧТЗ. Он ярко выраженный представитель поколения, пришедшего в ориентирование из туризма. Это люди, которые кроме общения с природой, привнесли в наш молодой спорт желание и опыт общественной работы. Начальный период становления и развития ориентирования, в котором активную роль играл Гольдин, был связан с высоким уровнем исполнительской дисциплины и ответственностью. Гольдин, как руководитель, этому соответствовал. Ведь в то время мы не ограничивались календарем соревнований и принципами отбора в сборную команду. Анализ, планирование, отчетность, причем довольно строгая, помогли сформировать фундамент вида. По инициативе Гольдина были приняты меры для участия в судействе практически всех ориентировщиков. Не выполнение этого условия могло отразиться на допуске к соревнованиям.

Была разработана и реализована система оплаты рисовки спортивных карт в зависимости от их сложности. На основании разрешения ГУГК, КГБ и Генштаба от 1967 года в тот период было организовано получение выкопировок с топографических карт. В 1975 году Бюро центральной секции ориентирования СССР создало комиссию по работе в РСФСР. Заместитель председателя этой комиссии стал Михаил Гольдин. В 1975 году Михаилу Давыдовичу присвоено высшее судейское звание в ориентировании — судья всесоюзной категории. В сентябре этого же года он — главный судья VII Всесоюзных соревнований в Миассе.

В 1980 году он вновь возглавил судейскую коллегию всесоюзных соревнований. Позднее он еще дважды привлекался в качестве главного судьи на чемпионатах страны среди ветеранов.

 На протяжении всей деятельности Михаила Гольдина я курировал детско-юношеское ориентирование, и мы находили общий язык. Семинары, Областной клуб юных ориентировщиков, первая в СССР Челябинская ОДЮСШ по ориентированию — все это достойный вклад в становление и развитие ориентирования. Кстати, в свое время мы с Михаилом Давыдовичем ходили к ректору института физкультуры Катукову (у которого я когда-то тренировался) по вопросу открытия специализации ориентирования.

Талант Гольдина проявлялся в самых различных сферах деятельности. Ведущий конструктор, мастер спорта по туризму, Судья всесоюзной категории… Десятки людей внесли значительный вклад в развитие этого замечательного вида спорта. Среди них достойное место занимает человек, стоявший у самых истоков — Михаил Давыдович Гольдин»…

А вот рассказ о Михаиле Давыдовиче челябинского ориентировщика Леонида Волкова:

«Этот человек стоял у самых истоков зарождения ориентирования в Челябинской области, формировал фундамент и базу, закладывал традиции. На сорокалетнем юбилее ДЮСШ анкету заполняли. Что-то типа: «Назовите трёх человек, которые, по вашему мнению, внесли самый большой вклад в развитие нашего вида спорта». Не помню точно, кого я написал, скорее всего Дракова и Акимова, но Гольдин там точно был. Молодежь о нем, наверное, и не слышала, а мне посчастливилось году в восемьдесят шестом или седьмом, на первенстве Областного совета ДСО «Труд», просидеть несколько часов у большого общелагерного костра, на котором, как говорится у классика, бойцы вспоминали минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.

В лесу я его видел именно тогда, всего один раз. К тому времени уже на заводе работал, прошёл школу ДЮСШа, имел какое-то представление на историю развития нашего вида спорта. Здесь оно не то, что бы изменилось, но заметно скорректировалось. Народу много было, говорили по очереди, не перебивая, поднимая самые острые темы и аспекты. Конкретный такой разговор получился, прямой, с какими-то даже взаимными претензиями и «предъявами». Сколько, оказывается различных нюансов, может быть, в организации нового движения! А если бы вот в том ключевом месте в нужное время оказался не такой-то человек, а какой-нибудь другой, как бы оно все сложилось, куда пошло?! Но оказался именно вот такой, именно он построил работу вот так, как построил, заложил именно вот такой фундамент, на котором мы до настоящего времени растем и развиваемся, как-то изменяясь и подстраиваясь под веяния времени.

Позже доводилось неоднократно пересекаться на различных юбилейных мероприятиях, на которые обычно приглашаются активисты, пусть даже бывшие. То сорок пять лет городскому турклубу Родонит, то какая-то очередная годовщина туризма… Сентябрь 2011 года. Я иногда подходил, что-то спрашивал, он с удовольствием рассказывал, пояснял. Главный судья на обоих наших Союзах, семьдесят пятого и восьмидесятого годов — это серьезно, это уровень. При том, что второй мы проводили во многом уже своими, грамотно подготовленными судейскими кадрами. Обратите внимание на фразу в статье Юрия Валентиновича Дракова: «…По инициативе Гольдина были приняты меры для участия в судействе практически всех ориентировщиков. Невыполнение этого условия могло отразиться на допуске к соревнованиям…» С рисовкой карт было что-то аналогичное. Организовывались и проводились обучающие семинары, в которых принимало участие единовременно до 25 человек. Не всем такой жесткий стиль руководства импонировал».

Яндекс.Метрика